top of page
Колледж UTime

Семен Райхман: Как я стал израильтянином

Семену Райхману 25 лет. В бат-ямском отделении ульпана UTime, который он окончил успешно, Семен был младше всех студентов.


Колледж UTime профессиональные курсы и ульпан

В Израиле Семен с начала декабря 2022 года.


- До этого я ни разу здесь не был, - говорит он. – Я, конечно, знал, что имею право на репатриацию, но не задумывался о такой возможности.


Репатриировался Семен оригинально: в Израиль он летел из России, а его документы тем временем шли сюда из Германии, потому что после развода отец и его родные эмигрировали и много лет живут там.


- Как ты решился уехать в одиночку, оставив в Москве маму и брата?


- Мне было легче, чем многим другим, - объясняет Семен. – Когда вопрос стоит ребром: жить или умереть? – решаешься на отъезд легко. Я изначально дал себе установку, что еду в Израиль не как эмигрант – я возвращаюсь домой!


В Израиле Семен ни секунды не чувствовал, что он на чужбине.


- Первый месяц меня не отпускало ощущение, что я оказался на другой планете. Я глух и нем. Не понимаю ни слова. Но ни разу не было никакого отторжения! Было ясно: прежде всего надо выучить иврит. Остальное – приложится.


Поразили Семена люди.


- В первое время мне было очень странно, что люди здесь так легко контактируют, - говорит он. - Ты не можешь выйти на улицу и дойти до магазина с каменным лицом, не сказав никому ни слова. Тебя всё равно разговорят! Спросят: «Как дела?» Или: «Что случилось? Чем тебе помочь?» Или: «Шикарная сегодня погода, не хочешь водички?» Здесь почему-то каждый хочет с тобой поговорить. Всем есть друг до друга дело.


Колледж UTime профессиональные курсы и ульпан

Поначалу Семену казалось, что эта общительность напускная.


- А сейчас я уже сам такой, - констатирует он.


- Как тебе удалось устроиться на работу?


- Случайно! Окончить учебу в университете я не успел, у меня был только диплом колледжа. После трех десятков телефонных звонков я попал к Игорю Ройтману, владельцу компании по установке систем безопасности и средств видеонаблюдения. Он спросил, что я умею делать. Я сказал: по большому счету - держать в руках инструменты. Но монтажом оборудования такого высокого класса я никогда не занимался. К тому же я пока безъязыкий. И у меня нет водительских прав…


Игоря Ройтмана это нисколько не смутило. Он принял Семена на работу. Техником по установке самых передовых в мире систем видеонаблюдения.


За год с небольшим Семен досконально освоил не только профессию, но и иврит. Учился в отделении колледжа UTime в Бат-Яме. Занятия вечерние. Встаешь ни свет ни заря, едешь на работу. К пяти часам дня возвращаешься. И до девяти вечера спрягаешь глаголы, разыгрываешь с сокурсниками смешные сценки в супермаркете или покупаешь воображаемой девушке «тахшитим» (ювелирные украшения).


- Благодаря интенсивному обучению (всего полгода!) сегодня я свободно говорю на иврите, - отмечает Семен. – А еще – читаю и пишу. Если требуется, переписываюсь на иврите с клиентами нашей компании. Единственное, чего я пока не успел, - получить водительские права.


- Как тебе работается?


- Поначалу я был в ситуации: глаза боятся – а руки делают, - вспоминает Семен. – Но быстро привык. Одно дело – частный заказ. Приезжаешь к кому-то на дом и устанавливаешь камеры и датчики. Совершенно другое – крупные проекты. Например, установка аппаратуры в Ашдодском порту. Или – в Кнессете.


Колледж UTime профессиональные курсы и ульпан

- Ты уже успел и в Кнессете поработать?


 - Да. Я думал: парламент!.. Вот где мне точно не удастся ни с кем даже словом перекинуться.


- И что оказалось?


- В Кнессете я очень быстро почувствовал себя, как дома. Люди, доброжелательные. Многие сами со мной заговаривали.


- Ты сказал, что переписываешься с клиентами на иврите.


- Да. Первое время меня напрягали фразы, которых я не знаю и не могу пропустить через Гугл-переводчик, потому что и он ничего подобного не знает – вместо перевода дает какой-то дикий набор слов! В таких случаях без носителей языка не обойтись – приходится спрашивать. Наша преподавательница в колледже UTime очень забавно объясняла, что значит та или иная фраза, которая Гуглу не по зубам. Даже словарик сленга нам дала. Учиться было очень весело, легко и комфортно.


- О чем ты мечтаешь?


- Больше всего на свете я хотел бы повидаться с мамой – брат ко мне уже приезжал. А вообще моя заветная мечта – чтобы наша семья перебралась в Израиль. Потому что родные должны быть вместе.


- Ты хочешь остаться техником по установке охранных систем или планируешь продолжить учебу?


- Честно? Не знаю. Это в России принято еще в школьные годы строить планы на будущее, потому что кажется, что жизнь коротка: в 50 лет станешь стариком. Здесь всё иначе. Начать учиться в университете можно и в возрасте 60 лет, и даже в 65, когда ты уже на пенсии. Значит, времени у меня полно.


- Ты уехал из Москвы, потому что началась война, приехал сюда – а вскоре и тут началось… Как ощущения?


- Здесь мы не нападаем, а обороняемся, реально, а не по пропагандистской повестке, - говорит Семен. – Здесь главное – это ощущение единства народа. Я никогда в жизни не видел, чтобы ровно в девять вечера по всему городу, по всей стране люди вышли бы с флагами на балконы и запели. Мне из России прислали несколько видео, на которых – поющие израильтяне, вся страна! Это так трогательно! И если бы сам я тоже не стоял в тот вечер на ветру с флагом - вряд ли поверил бы, что такое возможно. По-моему, 7 октября каждый из нас понял: нам еще предстоит бороться. Но главное – в Израиле нам есть за что бороться!



Comments


bottom of page